Новости Факультета иностранных языков СПбГУ

Театровед Марина Дмитревская выступила с открытой лекцией на Факультете иностранных языков

Критик, сценарист, профессор РГИСИ Марина Юрьевна Дмитревская прочитала на Факультете иностранных языков СПбГУ лекцию «О природе театральной критики».

Деятельность Марины Юрьевны широко известна как в нашем городе, так и во всей стране. Настоящий первопроходец театральных дорог, она создала крупнейшее в России театральное издание — «Петербургский театральный журнал» — и основала ежегодный Всероссийский театральный фестиваль «Пять вечеров» имени А. Володина. И в критической мысли Марина Юрьевна — новатор. Ее мысли, суждения полны оригинальности и свежести. С ними удалось познакомиться слушателям выступления, проходившего 3 апреля 2023 года в рамках открытых мероприятий Факультета иностранных языков и Школы перевода и иностранных языков СПбГУ. По традиции формат лекции — дистанционный, а это значит, что к прямому эфиру совершенно бесплатно могли подключиться люди из разных уголков страны. Надо было лишь заполнить регистрационную форму и получить приглашение на видеоконференцию.

Лектор очень живо, ярко подавала материал, делилась самыми сокровенными и глубокими мыслями. И если первая часть лекции еще могла называться традиционной по манере подачи, во второй ее части универсальный охват материала соседствовал с уникальностью авторской трактовки. В первом разделе был затронут исторический аспект становления театральной критики в России, совпадающий с формированием русской классической литературы. Появление различных критических жанров тесно связано с именами классиков — автором первой театральной рецензии считается Н. М. Карамзин, создателем жанра актерского портрета — В. А. Жуковский; П. А. Вяземский впервые создал портрет драматурга В. А. Озерова; А. С. Пушкину принадлежит разработка жанра театральной заметки.

Второй же раздел ставил своей целью выявление специфики театральной критики в отрыве от других форм художественного творчества. Ее неповторимость складывается из следующих условий: 1) отсутствие возможности многократного воспроизведения спектакля, его эфемерность; 2) синхронность процесса просмотра спектакля и записи текста будущей рецензии; 3) дешифровка режиссерского замысла в обратном направлении — от пространственно-временного континуума до вербального воплощения. Все эти, а также многие другие параметры образуют главную задачу театральной критики — донести энергию жизни, творимую театром, в имманентной этой энергии форме. Без данной оптики, основа которой — предельная честность проживания спектакля и передачи впечатления от него, невозможно истинное погружение в столь объемное искусство, каким является театр.

Такой подход можно трактовать как «романтический» и даже «шаманский»; немало на эту тему шутила и сама докладчица. И все же только в подобном разрезе становятся видны недостатки любой видеозаписи спектакля, становится понятно, почему во время пандемии спектакли, транслируемые онлайн и демонстрируемые через экран компьютера, не утоляли тоски по красоте живой энергетики, которая льется со сцены в зрительный зал. И почему сегодня, в пост-ковидную эру, театры переполнены людьми, которым давно не хватало живого общения.

В завершение лекции прозвучало немало комментариев и вопросов от слушателей — преподавателей и студентов, среди которых были филологи и театроведы. Здесь подтвердилась обширная география проекта: Ульяновск, Екатеринбург, Нефтеюганск и другие города. Лектор ответил на все возникшие вопросы, в том числе рассказав об истории и актуальном состоянии «Петербургского театрального журнала». Вопросов было так много, что на часы смотреть не хотелось!

В финале было высказано общее пожелание продолжить традицию встреч с Мариной Юрьевной. В особенности для жителей отдалённых от центра городов онлайн-лекции — это большое подспорье в освоении самых важных для каждого тем. Сообщения в чате также подхватили эту мысль, все желали долгой жизни «Петербургскому театральному журналу», а его создательнице — здоровья и процветания.