Преподаватель кафедры Французского языка СПбГУ Т. Ю. Боярская — участник онлайн-проекта «Детективная проза»
2024-05-29 13:52
Ее провела инициатор проекта — к.ф.н., доцент, преподаватель кафедры Английской филологии и лингвокультурологии ДГПХ Нина Феликсовна Щербак. Гостем программы, приглашенным экспертом по французской литературе, была Татьяна Юрьевна Боярская, к.ф.н., доцент, старший преподаватель кафедры Французского языка Факультета иностранных языков.
В интервью были отмечены особенности французского детектива, обусловленные отнесенностью этого жанра к массовой литературе, призванной поучать, развлекая: захватывающая интрига, раскрытие тайны, обнаружение преступника, которым зачастую оказывается сам следователь, торжество добра, наказание виновных.
Особое внимание было уделено Франсуа Видоку (1775−1857) — преступнику, первому частному детективу, создателю уголовного сыска. К его мемуарам, опубликованным в 1829 году, обращались самые известные авторы английских и французских криминальных романов — Эдгар По, Артур Конан Дойл, Э. Габарио, М. Леблан, Г. Леру. В. Гюго, О. де Бальзак, Э. Сю, сделали Видока, прослывшего королем риска и оборотнем, прототипом своих романов, соответственно — каторжника Жана Вальжана и его преследователя сыщика Жовера («Отверженные»), Вотрена /Жака Коллена («Человеческая комедия»), Родольфа («Парижские тайны»).
Был упомянут детективный роман Г. Леру «Тайна желтой комнаты», в котором впервые было описано «невозможное преступление» — убийство в запертой комнате. Роман Леру по достоинству оценили Ж. Кокто, Борхес, С. Эйзенштейн, А. Кристи.
В заключении речь шла о французских кинодетективах 2024 года. Сериалы — «Загадочные убийства Агаты Кристи», «Убийство на пляже», «Убийство в Лотарингии», «Убийство в Руанском аббатстве», как и детективные романы, захватывают закрученной интригой, построенной на раскрытии преступления, узнаванием судьбы преступников в судьбе следователей, приобщением зрителей к истории движения Сопротивления времен Второй Мировой войны.